Роль народного фольклора в социализации детей-мигрантов.
19 сентября 2021
Ситуация, которую переживает в настоящее время наше общество – глубокий социальный, культурный и нравственный кризис, инициирует необходимость восстановления культурных событий и возрождения нравственно-духовной жизни русского народа, а также восстановление интереса к национальным истокам нашей культуры. Трудно взрослым, трудно детям, хотя они еще и не понимают, чего же им сейчас не хватает. Мы, педагоги, должны дать нашим детям что-то главное, что-то такое, что не может измениться, перевернуться или исчезнуть. В нашем распоряжении богатейший огромный материал – народное творчество.
Сегодня, мы на всё смотрим по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, поверхностно знакомо, с народной культурой.
Знакомство детей мигрантов с новой культурой, речью, произведениями устного народного творчества, способствует развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания, и, в будущем - сохранению культурных ценностей нашей Родины.
Обострение межэтнических отношений породило тенденцию национальной нетерпимости и разобщенности. В то же время развитие процессов миграции, появление вышеуказанных групп населения обострили проблемы их адаптации в новой социальной среде.
Обращение к народному творчеству было обусловлено так же количественным ростом детей особых категорий – детей мигрантов. Учителя общеобразовательных школ столкнулись с трудностями в обучении таких детей русскому языку, а также их социальной адаптации. Я считаю, что именно приобщение детей к русскому и уральскому фольклору, знакомство с традициями и праздниками русского народа, могут дать положительные результаты, помочь детям мигрантам стать полноправными членами детского коллектива.
Большое внимание на занятиях с учащимися уделяется пению русских народных песен, которые являются самым массовым и популярным жанром фольклора. Их поет весь народ – от мала до велика. Поистине, песня — душа народа. Благодаря своей исключительной задушевности и искренности, народное песенное творчество оказывает самое непосредственное и глубокое воздействие на эмоциональный мир детей. Издавна народ придает своему песенному творчеству большое воспитательное значение. Песни не только развлекают, но и обогащают новыми впечатлениями, дают им яркие образы окружающей действительности, учат радоваться добру, сочувствовать чужой беде, воспитывают чуткое отношение ко всему живому. Так же пение помогает развитию фонематического слуха, что
необходимо для правильного правописания и чтения на уроках русского языка. А сопровождение пения песен игрой на различных детских музыкальных инструментах (ложках, коробочках, музыкальных палочках, погремушках, трещотках и т.д.) помогает успешно овладевать навыками счёта на уроках математики.
Наибольшего эффекта в процессе успешной социализации детей-мигрантов помогает достичь обращение к народным играм, которые делают занятия более познавательными и насыщенными. Участвуя в народных играх, невозможно оставаться пассивным. Народные игры построены на сюжетах, знакомых детям. Они зажигают, заводят детей, будят воображение. Дети, передавая игры друг другу, осваивают их, вносят свои изменения. Здесь имеет место детское творчество. В народных играх каждый ребёнок имеет возможность проявить свою индивидуальность, самовыразиться. Многие народные игры связаны с календарными праздниками. Они воспроизводят взрослую жизнь: жатву, посев, охоту. В этих играх ребёнок знакомится с нелёгким крестьянским трудом, учится ценить и уважать его.
Народные игры приобщают ребёнка к народной культуре и к Отечеству. Через народное творчество дети усваивают язык своего народа, его обычаи и нравы, черты характера. Поэтическое слово, выразительные интонации, которые пронизывают народные игры с припевами, являются прекрасным средством воспитания любви к Родине и к окружающей природе. Поэтический текст многих народных игр передаёт красоту русской природы. Ребёнок, воспитанный на народных играх, песнях, сказках, познавший обычаи и культуру своего народа, с уважением начинает относиться к чужим обычаям и предметам искусства.
Таким образом, из вышесказанного сделаем выводы. Народные игры помогают детям познавать окружающий мир, знакомят с действительностью и жизнью взрослых через активную деятельность самих детей и через предметный мир. Они предоставляют возможность самопознания, выявления своей роли среди других людей и сверстников. В народных играх происходит первый опыт общения в коллективе, взаимодействия, усвоение нравственных, социальных норм и правил. Через народные игры ребёнок приобщается к культуре своей страны, усваивает народные традиции, обычаи, тем самым воспитывается любовь к Родине, к окружающей природе. Всё это играет очень важную роль для социализации ребёнка и адаптации в новой социальной среде.